«Люди сами решают, где будут сажать яблони, и где – выпивать». Экскурсия по автозаводскому району с Денисом Дудинским

Проекты • Ирина Михно
Минский телеведущий Денис Дудинский по совместительству является бренд-амбассадором Canon. Кому как не ему объявлять фотоконкурс #lifeforthestory, который уже случился в 20 станах мира и, наконец, дошел до Беларуси? Чтобы все было красиво, Денис устроил нам неформальную экскурсию по району, где провел детство. Теперь про конкурс. Суть простая: делайте фото, описывайте его историю в ста словах, и выигрывайте путешествие за $3000, куда отправляют не в городом одиночестве, а вместе с харизматичным Денисом Дудинским.

Итак, что такое настоящий Автозавод

«Все думают, что Автозавод – это трубы, Чижовка и дорога на Могилев. Это не так и сегодня я вам это докажу», – начинает свой рассказ Денис. После чего искренне признается, что никакой он не экскурсовод – просто человек, который много лет прожил в районе завода МАЗ и хочет и может показать его аутентику, красивые мелочи и объяснить менталитет местных жителей.

Точку сбора назначили на Партизанском проспекте в 19:00: наверное, Денис понимал, что закаты в этом месте – мечта адептов инстаграма и просто эстетов, поэтому гулять по району нужно непременно вечером. Когда все собрались, Денис забрался на небольшую лестницу и начал вещать:

«Официальная информация: в юго-восточной части окраины Минска, до 1923 года именовавшейся Архиерейской рощей или Красным урочищем, развивающийся город начал размещать промышленные предприятия, а вместе с ними росли и жилые кварталы. Своими славными делами, светлыми событиями, незабываемыми именами история района органично вписывается в насыщенную историю нашего города», – Денис читал выдержки, найденные им на сайте минского горисполкома, а нам хотелось вручить ему горн. «На самом деле, даже многие жители не знают, что такое настоящий Автозавод. Я постараюсь вам его показать. Мы начинаем, сейчас будем сворачивать во дворики», – отрапортовал экскурсовод.

«А за углом насыщенно?», – куда же без комментариев, экскурсия же неформальная.

С Партизанского проспекта наша колонна свернула во дворы по улице Челюскинцев: «Я был уверен, что эта улица рядом с парком нашим где-то», – послышалось из толпы.

Деревянный столб, сталинский ампир и демократическая анархия

Слушатели примостились в арке, ведущей во двор, и снова слушали Дениса:

«В этих дворах вы не встретите запаха, присущего многим подворотням и подъездам. Только окурки – их кидать можно», – смеясь, сказал Дудинский и продолжил: «Автозавод живет по системе демократической анархии: этим районом управляют не наверху стоящие, а живущие в нем люди. Без ведома местных жителей здесь практически ничего не делают, даже траву не косят. Это братство, скованное в конце 40-х годов: поколения людей, которые работают на МАЗе – градообразующем предприятии».

«Здесь люди живут, как в маленьких городах: строят себе палисадники, выращивают там яблони, груши, цветы. Они сушат белье на веревках во дворе, при этом могут спокойно уйти на работу или уехать на дачу, зная, что их простыни никто не украдет. А дети все еще играют в «классики» и «резиночки», – Денис рассказывал с любовью, очень хотел, чтобы гости прогулки прониклись этим районом так же, как и он.

«Классические дети!», – всем натерпелось скорее зайти во двор.

Действительно, палисадники на районе есть. Продолжаем слушать Дениса:

«Здесь люди сами решают не только, где они будут сажать яблони, но и где будут выпивать: ни один милиционер не может подойти к автозаводчанину и сказать: «Вы выпиваете в общественном месте, это нарушение». Помню, случилась со мной история: решил перейти дорогу в неположенном месте, там буквально две дорожные полосы. Был вечер, и я вместо нужной мне стороны пришел в объятия человека в форме. Им оказался участковый Пешта. Он попросил меня показать документы, они были дома, и мы вместе отправились за ними. Около подъезда сидели мои прекрасные соседи, выпивали. Спросили, что случилось. Ну, я рассказал. Тогда сосед буквально пальцем показал на милиционера и спросил: «Он?» – я кивнул, а сосед продолжил: «Ты что, не с автозавода что ли?!» В итоге меня никто не оштрафовал, а через пару часов после этого диалога участковый, уже без формы, сидел вместе с моими соседями. Справедливости ради уточню, он не выпивал».

Тем временем мы двигались по максимально зеленому дворику. Вечер был жаркий, на лавках сидели мужики, рядом, на детских площадках мальчики и девочки брызгали друг друга из пульверизатора. На дорогах лежали сонные коты.

«Вы можете часто видеть в минских дворах, как рубят деревья, облагораживают территорию, кладут плитку. Здесь, на автозаводе, вы не найдете ни одного спиленного дерева, ну, разве что не будет трухлявых, которые могли обрушиться на балконы. Как я уже говорил, все здесь делают только с разрешения людей», – рассказывал Денис.

Мы подошли к старой, прилично разбитой годами лестнице. «Эти ступеньки находятся в таком состоянии не потому, что руки у градоначальников до них не дошли, а потому что автозаводчане хотят ходить именно по такой лестнице», – констатировал экскурсовод и попросил обратить внимание на отделку домов со стороны двора.

«Сталинский ампир в Минске строили по принципу: пусть снаружи будет красиво, а со двора – как будет. Здесь же даже во двориках все дома с отделкой, элементами украшения», – продолжил Денис.

По словам Дудинского, когда этот район построили, он считался закрытым: люди как будто жили отдельно от остальной части города. У них были свои магазины и правила.

«В советские времена здесь было всего 3-4 магазина, но какие: люди со всего города приезжали на автозавод, чтобы затариться мясом. У жителей, конечно, были привилегии: собственные МАЗовские талоны», – рассказал Дудинский и попросил посмотреть на обычные бетонные фонарные столбы.


«Раньше эти столбы были деревянными. Однажды ночью, без ведома местных их заменили на бетонные. Когда автозаводчане проснулись и увидели, что нет больше их любимых деревянных столбов, на которые они могли крепить объявления кнопками, естественно, разозлились. В итоге нашли в районе один единственный оставшийся деревянный столб и отстояли его: так он до сих пор здесь и стоит», – рассказал Денис, постукивая по раритету.

Мифы и легенды Автозаводского района: дом по улице Челюскинцев, 11

«Это легенда, частичным свидетелем которой я был: видите пустые окна на втором этаже? Здесь то ли в трех-, то ли в четырехкомнатной квартире раньше жила бабушка. Очень старая бабушка, которая никогда не выходила из дома. Ходила по дому она с палочкой, и соседи снизу постоянно жаловались на стук. В один день стук прекратился. Соседи понимали, что человек пожилой и могло что-то случиться.

Вызвали милицию, те вскрыли дверь – бабушки нет. Начали искать по району, может, вышла куда. Искали долго, но так до сих пор и не нашли: человек просто исчез. Позже в квартиру вселилась другая семья, заменила одно деревянное окно на стеклопакет и съехала: говорили, ночью был слышен стук палочки. Мы с друзьями, находясь в легком подпитии, иногда приходим под эти окна ночью: а вдруг тоже этот стук услышим? Пока ничего не было. Вот такая есть на Автозаводе легенда», – поведал Денис, а в колонне слушателей заявили, что этой ночью уже не уснут.
В квартире, кстати, сейчас никто не живет, так что, если есть желание, вы можете прикупить себе жилплощадь с приведениями.

Идем дальше: ДК «МАЗ».

Здесь не было ничего примечательного, кроме компании людей, которая без зазрений совести отдыхала прямо на бортиках фонтана вместе с водкой у относительно нового для этого района памятника: женщина на зубре.

«Для тех, кто не знает: памятник называется «Похищение Европы», об этом мне один архитектор рассказал», – сказал Денис и вместе с колонной своих слушателей свернул в район частных домов по улице Седова. Да каких домов: двухэтажные коттеджи с огромными мансардами и деревянными лестницами в подъездах, украшенные массивными колоннами. Вместе с розовым закатом и бесконечным множеством деревьев выглядит это будто картина Айвазовского.

«А это здание бывшей гимназии», – сказал Денис и показал нам величественный кирпичный дом, который больше напоминал беларуский Хогвартс, нежели типичную школу.

«Сейчас ее реставрируют. Всего пару месяцев назад здесь еще была аллея пионеров-героев. Сейчас, из-за того, что идет ремонт, скульптуры увезли. Но их не выбросили, обещают, что, когда закончится стройка, вернут обратно».

Пройдя дальше по улице Седова, экскурсанты вышли к дому №16.

«Раньше это здание все просто называли «дом №8»: и сегодня ходят слухи, что именно здесь держал свой архив Петр Миронович Машеров. Конечно, никаких документов здесь не было найдено, но многие местные жители верят слухам: здесь в то время солдаты постоянно дежурили», – поведал Денис.

Заборы с зубром и молочные коктейли из СССР

Дальше экскурсия снова вышла на проспект, перешла дорогу и свернула за кафе «Шоколад» во дворы. Денис провел через «Новы драматычны тэатр», который все до сих пор называют «Кинотеатр Родина», показал теннисный корт, гордость района – завод МАЗ, баню и вывел группу к скверу Лизы Чайкиной.

«Елизавета Чайкина руководила подпольной ячейкой комсомола, погибла в 41-м году. Этот памятник неоднократно пытались снести, но местные жители – против. Поэтому тут до сих пор красят белым цветом бордюры. А еще здесь часто лежат живые цветы», – рассказал Денис. А потом провел к маленькому заборчику, где в качестве украшения красовались зубры.

После группа увидела, пожалуй, единственные в Минске до сих пор существующие сараи, пообщалась с местными жителями: двумя мужчинами, которые крайне интеллигентно попросили одолжить им «ручку с листочком», дабы написать расписку и вышла к конечной точки экскурсии: поистине раритетному магазину.

«Здесь до сих пор существует мясной отдел, где тебе нужно подойти к кассиру, спросить: «А сколька завесиць этат кусочак», подождать, пока взвесят, взять бумажку, пойти в кассу, оплатить и только потом получить свое мясо», – сказал Денис, многие из экскурсионной колонный не поверили и прошли проверять.

«Но и это не все: в этом магазине можно попробовать настоящий СССР-овский молочный коктейль, которым взбивают металлическим «миксером».

На этой ностальгической ноте экскурсия подошла к концу. Если вам тоже захотелось прогуляться по аутентичному району с нетипичной для Минска архитектурой и принять участие в фотоконкурсе #lifeforthestory Canon, чтобы отправиться в путешествие вместе с Денисом, нужно:

• Сделать фото, ярко описывающее момент одной истории вашей жизни

• Собственно, описать эту историю в ста словах

• И загрузить фото в галерею на официальном сайте Canon

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Капрезе, пьядина и тирамису. Десять рецептов, которые еще лет пять назад были для беларусов роскошью

Проекты • редакция KYKY

Тирамису, чизкейк, суши, равиоли - блюда, которые сегодня известны всем, еще в начале нулевых произносились только шепотом и в дорогих заморских заведениях. Долгое время все это оставалось элитарным – пойти и купить привозной итальянский маскарпоне и приготовить дома «Тирамису» было немыслимой роскошью. Ситуация изменилась, когда в Беларусь пришла своя линейка мягких сыров марки Bonfesto - поэтому КУКУ и делает подборку невозможных раньше для домашнего приготовления блюд, которые теперь по силам и по карману даже подростку.