Веганы победили: мясо, ради которого не убивают животных

Проекты • редакция KYKY
Продукт, ради которого не убивают животных, может спасти планету от экологической катастрофы. И это веганское мясо. Непонятно одно: зачем называть его «мясом», если термин за всю историю человечества себя дискредитировал? Читаем подробнее о споре веганов, еде 2.0 и бургерах с сейтаном, которые скоро захватят Минск.

В Минске появились билборды, от которых мозг непосвященного зрителя съезжает набекрень. Слоган говорит нам: «Кройцбургер – настоящее мясо». Табличка «100% vegan» вверху сбивает с толку. Теоретически «мясо» должно гулять само по себе, питаться травой и бояться человека с палкой. Так зачем альтернативные виды веганских бургеров, при производстве которых животные не страдают, называть «мясом»?

В Минске апостолом веганства считается фастфуд Monkey Food. Кройцбургер (равно как и Гринвич, о котором речь пойдет ниже) – их продукты. Ребята на самом деле хорошие, и еда у них вкусная – только вот зачем они называют свой пшеничный сейтановый медальон «настоящим мясом», если сам термин дискредитировал себя, причем не только как пищевой продукт? В переносном значении «мясо» означает человеческое тело, используемое без спроса. Выражение «пушечное мясо» так и вовсе придумал Уильям Шекспир, подразумевая солдат, подлежащих бессмысленному уничтожению. Для вегана использовать термин «мясо» – как для монашки козырять словом «секс» в отношении красивых пейзажей или вкусной выпечки.

Билборд Monkey Food

Технологии растительного мяса как еда 2.0

Идея искусственного мяса существовала давно. Еще в 1931 году Уинстон Черчилль говорил: «Через пятьдесят лет мы не будем выращивать целого цыпленка, чтобы есть только грудки или крылышки, а будем выращивать эти части отдельно в подходящей среде». Прошло 80 лет, и мир изобрел технологии растительного мяса, в которые вкладываются самые богатые люди мира. Для простоты назовем эти технологии едой 2.0.

В 2009 году биохимик Стенфордского университета Патрик О'Браун взялся решить экологическую проблему и ликвидировать последствия животноводства. Патрик организовывал семинары, вел лекции и дебаты, пытаясь конвертировать как можно больше мясоедов в веганов. Результата не было. Тогда профессор понял, что лучший способ влиять на популярность мяса как продукта – предложить рынку альтернативу.

Так появилась компания Impossible Food и ее продукт – Impossible Burger, который «выглядит, готовится, пахнет и шипит как обычный бургер из фарша». При этом он полностью растительный. Как это возможно? Лаборатория Патрика О'Брауна обнаружила вещество, схожее с молекулой гемоглобина (она окрашивает кровь в красный), в корневых клубнях сои. Чтобы достать ее оттуда, нужен процесс ферментации, похожий на пивоварение. С использованием растительного гемоглобина, белка картофеля и пшеницы создается мышечная ткань, соединительные волокна мяса производятся из частей растений, а жиром становятся крупинки кокосового масла – они тают и шипят на сковороде так же, как говяжий жир. Помимо мяса компания готовит веганский сыр – по вкусу как сычужный, но в производстве не используются ферменты желудков коров и молоко.

Компания Impossible Food получила порядка $200 млн от инвесторов, среди которых – Билл Гейтс и бывший СЕО компании Макдональдс Дон Томпсон, а также миллиардер из Гонконга Ли Ка-Шинг. Понятно, что если завтра случится апокалипсис и все коровы превратятся в зомби, человечество сможет как ни в чем не бывало есть «мясо». Или же переселиться на Марс и разбить там парники для Impossible Burger.

Интересно, кстати, как оценивают перспективы подобного бизнеса авторы другого проекта. Он называется Beyond Meat и тоже базируется в Штатах, используя идеи ученых по синтезированию мяса. Так вот, член совета директоров «Beyond Meat» Сет Гудман говорил газете The Washington Post: «Вы не подумайте, я люблю веганов – вся моя семья была веганами на протяжении десяти лет – но, если мы будем продавать продукты только для вегетарианцев, мы ничего не изменим». То есть основной задачей еды 2.0 являются не чувства веганов, а попытка заставить максимальное число населения земли отказаться от выращивания животных на убой. Если расчеты ученых и бизнесменов верны, то через пару лет мы зададим себе простой вопрос – зачем вообще человечеству мясо, если есть нечто совершенно идентичное по вкусу, составу и цвету?

Скриншот с сайта Beyond Meat

Можно ли называть беларуский Monkey Food едой 2.0?

Зачем такие ребята, как Билл Гейтс, вкладываются в веганское мясо? На самом деле, с Силиконовой долиной понятно – у них бизнес с долгосрочной целью объять как можно больше народа идеей «мясозаменителя». Растительное мясо может быть дешевле и экологичней. Даже сегодня бургер из растительного мяса не стоит космических денег. Скажем, Кройцбургер у Monkey Food, с описания которого мы сегодня начинали текст, стоит 3,8 рублей. А новый бургер Гринвич с котлетой на основе растительного белка будет стоить 1,8 рублей. То есть это дешевле, чем бургер в дешевом фастфуде (который явно тоже не состоит из чистой цельной говядины).

В жизни современного вегана все хорошо. Он добр, не плотояден, живет так, чтобы не приносить вреда ничему живому и беспокоится об экологии планеты. Непонятно одно: зачем ему еда, которая называется «мясом»? Он что, так скучает по стейку с кровью? В современном мире ведь хватает разнообразной пищи, чтобы жить полноценной жизнью, получая энергию.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Стоит ли называть веганские котлеты «мясом»?

Да
Нет

Всего проголосовало:936

«Завалите марала», но переставайте быть трусливыми скептиками

Проекты • Саша Романова

Я признаюсь в самой низменной и дурной штуке. Это хуже, чем сексизм и гомофобия. Вы сейчас будете меня все разом презирать. Я двенадцать раз лежала в ванной из крови самки марала, и мне понравилось.