«У хиппи были наркотики, они сжигали военные билеты, посылали правительство на хер – у хипстеров нифига нет». Саша Варламов для афиши

Места • Ирина Михно
Модельер Саша Варламов не признает современную белорусскую музыку, предрекает вымирание хипстеров, слушает Чайковского и отдыхает в филармонии. Пять лет назад Саша громко покинул пост руководителя белорусской «Мельницы моды», с тех пор в его гардеробе не было обновлений. Тем не менее, дизайнер смог найти шесть стильных образов для афиши KYKY.

Выставка «Время и творчество Льва Бакста». Стиль: брюки и пиджак

Лев Бакст – великий художник, сценограф и модельер, родившийся в Гродно. В этом году ему исполнилось бы 150 лет, поэтому решением Генеральной конференции ЮНЕСКО 2016 год объявлен годом Бакста. На выставке вы сможете увидеть более сорока работ юбиляра, выполненных в самых разных жанрах и техниках: от живописи и графики до театральных эскизов. Кроме этого, есть шанс взглянуть на произведения современников Бакста: Врубеля, Левитана, Серова и других.

Саша Варламов: «Я уже побывал на этой выставке. Несмотря на то, что творчество Бакста мне нравится, мероприятие, посвященное его творчеству в Минске, восторга не вызвало: туда навезли кучу посторонних работ его современников, а произведений непосредственно Бакста оказалось настолько мало, что в первом зале экспозиции, кроме биографии художника, почти ничего не оказалось. Мне даже неловко было за организаторов, но в этой стране все врут, это национальная черта. Тем не менее, это событие я рекомендую для посещения, только при условии, что сначала человек досконально изучит в интернете, кто и откуда такой – Лев Бакст.

Придёте без предварительной подготовки на это мероприятие – ничего не поймете и ни в чем не разберетесь. Для похода на это событие я бы выбрал брюки и пиджак – «почти Бакст в Беларуси». Эта одежда была сшита лет 6-7 назад. Впрочем, как и все костюмы, представленные в афише KYKY.

Сейчас мне нет смысла что-то делать для себя. Дело вот в чем: некогда мне пришлось освободить свое место автора и художественного руководителя фестиваля «Мельница моды», точнее, передать другому человеку свой статус. Раньше я мог сказать: «Это сделано плохо» – статус позволял говорить правду. По моим сведениям, меня убрали при помощи Янины Гончаровой и ее покровителей, чтобы больше никто не мог оценить на «плохо» то, что подсовывают под маркой «люкс». Меня удивляет позиция многих белорусов: не важно, что плохо, важно, что кому-то можно «лизнуть». Такое возможно в одном случае: когда страной управляют люди с колхозным уровнем мышления – благодаря этому в стране царят безвкусица и вранье. Поощряется только то, что понятно самому отсталому сословию – полеводам и животноводам по этике и эстетике.

Ведь что такое колхозник? Это по своей сути человек с мышлением каннибала – выращивает дюдичек, целует их в пятачки, называет ласково, а потом закалывает и сжирает за милую душу.

В своей основе таковы руководители и работники всех государственных учреждений всех отраслей. Я как-то попытался найти хотя бы одну не карательную организацию в нашей стране – не смог. Самый лояльный, наверное, крематорий. К чему я все это говорю? Просто достали. Обозлили, хамят и не извиняются. Говорят, мол, не нравится – уезжайте. А почему уезжать мне? Я живу на родине и не хочу, чтобы всякое хамье диктовало мне, как жить и о чем думать. Хамье распоясалось – чувствует защиту, только не надолго это, не на всю же жизнь. Не страшно? Я попал в черный список, поэтому и костюмы мои мне больше не нужны, некуда их носить. И сегодняшним власть предержащим советую: посмотрите на меня. Что вы будете делать со своим гардеробом, когда ситуация в стране изменится? Не страшно?»

Уроки музыки для взрослых: Шопен, Мендельсон, Шуберт, Брамс. Стиль: классический, осовремененный костюм

На этих уроках музыки вам не будут читать скучные лекции. Скорее, преподаватель курса Мария Колесникова сделает всё, чтобы «ученики» поняли, насколько музыка может изменить внешний и внутренний мир. Ну, а заодно научит отличать Моцарта от Вивальди.

Саша Варламов: «Я люблю классическую музыку. Просто без ума от произведений Чайковского. В свое время Россия противопоставила себя всему миру именно этим композитором, и до сих пор, несмотря на такие громкие имена как Равель, Дебюсси и другие, мир не может достойно ответить Чайковскому. Вместе с этим, музыка Шуберта и Мендельсона тоже прекрасна. Давайте об одежде. Все говорят, что мужчин нельзя одевать, мол, они тупые и зачем им это нужно. Да, глупые мужчины и носят тупые костюмы. А вот умные по-другому подходят к выбору одежды. Любой костюм можно сделать интересным. Посмотрите на фото – и увидите живой тому пример: костюм классический и в то же время современный, нетривиальный. В нем есть идея, в отличие от нарядов хипстеров – «вида», обречённого на вымирание. Хипстеры – люди, зацикленные только на себе, они живут на то, что бог пошлет, и не думают ни о чем. Это в двадцать лет хорошо мордашкой торговать, а в сорок что ты делать будешь, бомжевать? У хипстеров нет культуры моды, веры и смысла, это просто штампы типа Coca-Cola и картошки фри. Вот у хиппи были наркотики, они сжигали военные билеты и посылали правительство на хер – а у хипстеров нифига нет. Поэтому для меня они являются чем-то неприличным, даже неприятным».

«Ф.Крейслер & А. Пьяццолла. История Танго и Скрипки». Стиль: авангардный костюм

Астор Пьяццолла – музыкант, изменивший взгляд на танго. Он вырос в Нью-Йорке, там же пристрастился к джазу, получил профессиональное и загорелся желанием стать серьезным классическим композитором. Но увлекся танго. Пока музыканты старой закалки, не зная нотной грамоты, играли стихийную «музыку для ног» (именно таким представлялось танго в начале XX века) Астор Пьяццолла добавлял в кабарешное звучание интеллигентность и сложность. Танго Астора действительно прекрасно. Событие состоится через неделю, но мы пишем о нем сейчас, чтобы вы успели купить билеты, пока они еще есть в продаже.

Саша Варламов: «Астор Пьяццолла – великолепный музыкант, у меня даже когда-то показ проходил под его композицию «Libertango». Поскольку приличную музыку нужно слушать в приличном костюме, я достал из шкафа вещь, которую еще ни разу не надевал. Когда-то мне захотелось сделать авангард на основе мужского классического костюма, думаю, у меня получилось. Вообще, все в этом образе придумано лично мной, даже туфли и шнурки, к слову, они кожаные – в то время таким образом я выражал свой протест по поводу остроносой обуви. Как говорят: «Чем длиннее нос у ботинка, тем больше самомнение мужчины». Выпячивание себя как самца за счет длины туфля – примитивно. Это дурной стиль, от которого необходимо избавляться.

Но, если быть честным, то в повседневной жизни я так не одеваюсь, просто нет необходимости. Езжу на общественном транспорте, и хочу чувствовать себя удобно. А удобно мне в обычном черном свитере и джинсах. Если говорить о марках, мне импонирует продукция Nike. Adidas – наглый, как подросток, за что его и любят школьники. А вот Nike делают для более серьезных людей, которые любят Чайковского, Малера. Еще один мой любимчик – Hugo Boss. Это очень серьезный концерн, производящий качественные вещи. Скажу так, лучше купить одну вещь от Hugo Boss, чем десять не пойми каких, которые через пару дней разлезутся на нитки».

Международные дни мандолинно-гитарной музыки «Мандолиниссимо». Стиль: пиджак и джинсы

Мандолина – маленький музыкальный инструмент, на котором в средневековье молодые люди исполняли серенады под окном возлюбленной. Сейчас этот инструмент можно услышать на различных фолк-фестивалях и увидеть в фильмах про ирландцев. Еще есть вариант сходить в филармонию и проникнуться струнным звучанием, сидя в кресле.

Саша Варламов: «Я обожаю испанскую гитару, поэтому это событие, возможно, посещу. Из одежды вы можете видеть на мне пиджак, который можно стирать в машинке – и ничего с ним не будет – и джинсы. Это интересная модель: все швы в ней перекручены. Марка? Джинсы – это только Levi's. Нет, мне не чужд масс-маркет. Я очень люблю два шведских концерна: H&M и IKEA. Человеку ведь много не надо. Он не будет спать одновременно на двух кроватях, носить две пары обуви и так далее.

Все должно быть максимально просто. Только когда внутренней красоты не хватает, люди начинают внешнюю набивать золотом и другими финтифлюшками. А ведь интеллект лучше всего виден в свободном пространстве. Вот завесит человек себя хрусталиками, бусиками, по бриллианту в каждый зуб вставит, а ты стоишь и думаешь, с кем разговариваешь: с живым существом или горной породой? Порой с курицей приятнее общаться, чем с людьми. У нее и ногти не накрашены, и гребешок всегда свой».

Проект Cinemascope: Двухполосное шоссе. Стиль: пальто

Фильм рассказывает историю молодых водителя и механика, весело путешествующих по США на шикарном Chevrolet. На одной из своих остановок парни встречают девушку, хиппи-бродягу, а затем водителя Джи-Ти-О и решаются утроить гонку по Америке. Тут и начинается киношное веселье.

Саша Варламов: «Я люблю французское кино. Кокто, Ромер, Трентиньян и другие важные персоны создали эпоху неореализма – фильмов, на которых я вырос. Вот их действительно можно и нужно смотреть. В кино я бы пошел в пальто. У меня есть очень хорошая традиция: шить пальто из тканей нашего тонкосуконного комбината. Это единственное белорусское производство, которое прилично работает. Все остальное так, ерунда. Первое пальто, которое я сшил, создавало иллюзию снега: на черном фоне парили белые крупные снежинки. Помню, как я в этом пальто зашел в автобус в Берлине и люди начали смотреть то в окно, то на меня, а затем спросили: «Снег идет?» – хотя уже догадались, что это был своеобразный розыгрыш.

Вернемся к событию. Вообще, я редко хожу на разного рода мероприятия: мне есть с чем сравнивать и я не хочу тратить время на чушь. Если выбирать между хорошей книгой и возможностью посмотреть какую-то ерунду, куда люди приходят не пойми зачем, я предпочту литературу. Да и куда сейчас в Беларуси можно выбраться? Слушать современную музыку я не могу, так как после классики она просто не укладывается в уши. Бесспорно, сейчас есть хорошие исполнители, но почему-то они все творят не на этой территории.

Среди русскоговорящих хороших музыкантов нет. А все потому, что песни по приказу не создаются. Это шайбу можно забить по заказу, а нарисовать картину или сочинить стихотворение – нельзя. Хоть ты кол на голове чеши, человек ничего достойного без вдохновения не придумает».

Балет «Сильфида». Стиль: пиджак а-ля рыбья чешуя

«Сильфида» – забавная история о свадьбе фермера Джеймса и Эффи. Накануне торжества жениху явилась дева воздуха, но, как это часто бывает, незнакомка помелькала перед глазами, не дала до себя дотронуться и улетела. После чего бедный Джеймс и думать забыл о своей невесте: целыми днями фермер мечтал о волшебной деве. Прошел один день. Джеймс и дева воздуха в волшебном лесу…

Саша Варламов: «Я бываю в театрах, хороших театрах: в Питере, Москве, иногда захожу в белорусский СХТ, Большой. Мне нравятся умные, интеллектуальные постановки, где нет ни грамма «ТНТ». Сильфида – один из моих любимых спектаклей, видел его не один раз. Рекомендую всем присоединиться. Перейдем к одежде. Пиджак – а-ля рыбья чешуя и брюки. Сейчас никто, по крайне мере адекватный, не делает костюмы из одной ткани. Все должно быть сшито из разных материалов. У пиджака одна материя, у брюк – другая. Просто всё вместе должно смотреться гармонично и вкусно «кушаться».

А с модой сейчас черт знает что происходит. Причем, не только у нас. В России её тоже практически нет. Меня расстраивает и угнетает, что подростки не могут позволить себе одеваться так, как им хочется. Почему? Во-первых, даже если ты пойдешь в секонд-хэнд и наберешь себе кучу вещей, то в итоге не сложишь из всего этого «модный» наряд.

То, во что сейчас любят одеваться журналисты, – именно они сегодня на пике моды. «Я упала с сеновала, тормозила головой» – они имеют смелость и ум появляться везде в таком виде, будто только что встали с постели.

Это признак экзистенциализма, глубокого внутреннего мира. Мне это нравится, но ведь молодежь хочет одеваться немножко иначе. Вот он дырку в носу пробил, серьгу вставил, а где одежду под это всё взять? Поэтому и ходят в пионерских костюмах. Это неправильно».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Дзен Волі: Замировская идёт на Войтюшкевича в Нью-Йорке

Места • Татьяна Замировская

Музыкальный критик в изгнании Татьяна Замировская сходила посмотреть на то, как празднуется Дзень Волі в Нью-Йорке со Змитером Войтюшкевичем, но ее сожрала ностальгия.