Терпят все. Истории домогательства от школьницы и преподавателя

Боль • Евгения Долгая
Преступления на сексуальной почве очень сложно доказать. Даже человека, совершившего изнасилование, не так просто усадить на скамью подсудимых, потому что всегда есть много «но». Что уж говорить про сексуальные домогательства? Пока американские поп-звезды судятся с обидчиками даже за нежелательные прикосновения, наш человек о подобных вещах молчит и терпит. Причем терпят домогательства все: и испуганные школьницы, и даже преподаватели вузов. Два героя этого материала оказались по разные стороны баррикад, но задело их одинаково.

Школьница VS учитель. «Я не знала, как объяснить родителям, что не хочу заниматься у лучшего репетитора Минска»

Он не был преподавателем из моей школы, он был моим репетитором по математике, когда я училась в 11 классе. На тот момент мне было 16 лет. Два раза в неделю мы с ним виделись в его рабочем кабинете. Сам он до сих пор преподает в одном из главных ВУЗов Беларуси. Это ухоженный, высокий, русоволосый мужчина, тогда ему было около 54 лет. Его знаки внимания начали проявляться месяца через три после начала учебного года, примерно в середине ноября.

До этого абсолютно никаких намеков не было. Все проходило в обычном ритме, он объяснял задания, проверял мою работу, объяснял непонятные моменты. Но регулярно говорил, что во мне сочетается ум и красота. Подмечу, что выглядела я всегда довольно скромно, никогда не приходила к нему в вызывающем виде. Постепенно он начал приближаться ко мне, то приобнимет за плечо, то похлопает по спинке. Прямым текстом никогда не говорил о интимных отношениях, но часто упоминал, что после успешной сдачи ЦТ поведет меня в ресторан, чтобы отметить это дело. Сам он был женат, жена в том же учебном заведении, где и он. Каждый раз было неловко встречать ее в коридоре.

Переломным моментом стал вечер вторника. В этот вечер он внезапно меня поцеловал. Впервые в жизни я впала в ступор, не знала, как себя вести. Молча стояла и боялась пошевелиться. Спасло то, что зазвонил телефон. Ответив на звонок, я мигом выбежала из аудитории. После этого кое-как находила в себе силы приходить к нему на занятия. Несколько занятий прошли в обычном режиме. Но потом становилось все хуже и хуже. Он начал гладить меня по спине, трогал за попу, гладил по коленке. Я убирала его руки, но это не помогало.

Дошло до того, что в один день он обхватил одной рукой меня за талию, а вторую свою руку засунул мне под лифчик и стал трогать грудь. Тогда я закричала, а когда он убрал свои руки, собрала свои вещи и молча убежала.

Мои просьбы прекратить все это не воспринимались всерьез, с его поведением я ничего сделать не могла. Мне было страшно от происходящего. Страшно и мерзко. Но я очень боялась, что если расскажу, начнут обвинять меня, якобы сама его соблазнила. Ведь в таких ситуациях часто обвиняют школьниц, не понимая, что девушкам страшно. Мне казалось, если все об этом узнают, пальцем будут тыкать в меня, а не в него. Я не знала, как объяснить родителям, что не хочу заниматься у лучшего репетитора Минска. Так получилось, что из-за страха осуждения и того, что мои жалобы могут разрушить его семью и карьеру, я осталась одна со всем этим грузом внутри. Плюсом было то, что мы занимались в его университете. В аудитории он серьезного вреда нанести мне не мог, так как в соседних аудиториях все равно были люди. Каждый раз, когда он слышал, что дверь открывалась, он убирал свои руки и принимал серьезный вид.

Это прекратилось с началом экзаменов, чему я была очень рада. Целый год через силу заставляла себя приходить к нему на занятия. Сейчас я уже понимаю, что нельзя было оставлять это просто так. Нужно давать решительный отпор, нужно даже пригрозить, если преподаватель не понимает. Не стоит бояться, никто тебя не осудит. В данной ситуации виноват только преподаватель, который позволяет себе лишнее и пользуется незащищенностью учениц. Сейчас есть масса приложений для смартфонов, можно записать на диктофон все его слова или снять на видео все действия. С такими историями очень тяжело оставаться один на один. После того, как он меня поцеловал, я в состоянии истерики стояла на берегу Свислочи часа два, потому что совсем не знала, что он позволит себе в следующий раз.

Преподаватель VS студентки. «Во время пары могли сказать: «Вам очень идут эти джинсы, но не маловаты ли они в ширинке?»

Я преподаю в специфичном ВУЗе, поэтому пытаются соблазнить меня не так уж и часто. Думаю, что в гуманитарном ВУЗе это более распространено. Но раз в семестр на потоке находится студентка, которая не в меру активно обращает на себя внимание. Алгоритм всегда стандартный. Обычно все начинается с попыток провести как можно больше времени под любым предлогом, потом начинается общение через мессенджеры, поступают предложения сходить вместе на какое-нибудь мероприятие. Мероприятиями обычно оказываются поход в кино, в театр, поездка на шашлыки. Часто в ход идет откровенная одежда: глубокое декольте и короткие юбки. Попадались случаи, когда студентка во время пары могла задать провокационный вопрос типа «а что вы делаете сегодня вечером?» или «вам очень идут эти джинсы, но не маловаты ли они в ширинке?» В таких случаях я перевожу все в шутку.

У всех студенток разные цели, но чаще играет роль именно личный интерес. Проблемы по учебе таким образом не решишь. Если и удастся этим путем решить одну проблему, найдутся другие. Не будешь же спать со всеми! Известный факт, что преподаватель имеет определенное влияние в связке препод-студент. Многие девушки падки на это влияние. К тому же они видят, как преподаватель общается с другими, видят его привычки, его недостатки. И если ты адекватный преподаватель, который находит общий язык со своими студентами, стоит быть готовым к тому, что к тебе проявят личный интерес.

Преподаватели не обсуждают такие темы друг с другом. Думаю, что процентов 70 оказывают внимание студенткам в ответ, но мало кто вступает с ними в близость. Это же определенный уровень доверия. Одно дело – повздыхать в кино, поговорить на откровенные темы, поделиться опытом, другое дело – физический контакт. Такого доверия нет в связке препод-студентка. Каждый преподаватель понимает, что если это всплывет, то не выкрутишься никогда. Это как взятка – пятно на всю жизнь. Университет – тесный коллектив. Нужно думать что говоришь, кому говоришь и когда говоришь.

Не стоит обижать студенток, потому что в случае жесткого отпора они могут распустить слухи. Лучше это делать мягко.

Не стоит надеяться, что это будет любовь на всю жизнь. Такие отношения на 90 процентов обречены, потому что рано или поздно ты перестаешь быть для них преподавателем.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Депрессивных легко любить – они удобны»

Боль • Алёна Шпак

Осень всегда порождает волну тяжелых рефлексий и постов о депрессиях в социальных сетях. Но сегодня мы поговорим не о публичных псевдостраданиях. По данным ВОЗ во всем мире от клинической депрессии страдает 300 миллионов человек. Каждый год 800 тысяч человек совершают суицид – и это вторая по значимости причина смерти молодежи от 15 до 29 лет. Психолог, гештальт-терапевт и магистр психологии марина качанович рассказала kyky, что такое настоящая депрессия, и описала несколько реальных случаев из своей практики.