«До работы в такси я и предположить не мог, что в Минске столько наркоманов»

Боль • Тамара Колос
Ценность высшего образования в Беларуси слегка преувеличена хотя бы потому, что таксист получает в разы больше дипломированного инженера. Одним октябрьским днем 2012-го года сотрудник минского завода Иван понял, что зарплаты недостаточно для жизни. Поставил на крышу своего авто плафон с «шашечками» и отправился на улицы – попытаться заработать среди колоритных обитателей города.

Часть первая: техническая. «Уйти, не заплатив»

Все началось с того, что я решил подзаработать в свой выходной. И всего за пару часов получил по минимальному тарифу 300 тысяч, что в 2012-м было совсем неплохо. После этого я сопоставил свой заработок инженера и таксиста, сделал выводы и устроился в фирму-перевозчик на четверть ставки. В итоге выплаты по налогам и для поддержки службы равнялись моей заводской зарплате.

Проблема со всеми перевозчиками следующая – они выставляют лимит по сумме, которую можно пробивать по таксометру. Все, что выше, облагается «налогом перевозчика» от 10 до 50% в зависимости от аппетитов. Когда лимит исчерпан (а это происходило в течение одних выходных), приходится выключать таксометр и везти без чека. Если не наглеть и называть нормальные суммы, то проблем не возникает. Но без чека пассажир вправе уйти, не заплатив.

Если же таксист ИП-шник, то у него на таксометре могут быть забиты любые суммы. Он вправе выбить чек на минимальный прайс в 30, 40, 100 рублей. Так что нужно обращать внимание на табличку с тарифами, где будет указана стоимость посадки, тариф и стоимость простоя. Она обычно на приборной панели. Ее отсутствие является нарушением, можно обращаться в транспортную инспекцию. Если человек работает по совести и везет тебя без таксометра, то берет по пробегу без учета простоев на светофорах и прочего. Но есть особо наглые личности, которые неизвестно, как формируют суммы – выше реальной стоимости в 1,5-3 раза. Мне же совесть не позволяла.

Как-то в один месяц мне попалось очень много клиентов, требующих чек. Чека нет – «спасибо, до свиданья» и уходили. Видимо, обострение произошло. Так я решил открыть собственное ИП: выплаты-то те же самые, а набивать по таксометру можно до 30-40-кратной суммы исчисленного единого налога. Ну да, придется разово заплатить около 10 базовых за лицензию, но я всегда смогу выдать чек и получить свои заработанные деньги. Так я проработал больше двух лет, а затем оставил это занятие. Появилось много машин, цены на топливо и запчасти росли, налоги тоже не стояли на месте, росли аппетиты диспетчерских и требовалась установка терминала для оплаты банковскими картами, за обслуживание которого тоже нужно платить каждый месяц. В итоге дошло до того, что приходилось брать деньги из моей заводской зарплаты, чтобы заплатить налоги. Вот тут-то я и понял, что хватит.

Часть вторая: лирическая. «Рассчитывать можно только на себя»

Насчет клиентов… (вздыхает). До работы в такси я и предположить не мог, что в Минске столько наркоманов. Не знаю, откуда они деньги на такси берут. Обычно по внешнему виду сразу понимаешь, идет к тебе нормальный человек или наркоман. Если такие садятся в такси, многие таксисты требуют предоплату в двойном размере, потому что знают, с кем имеют дело.

У меня однажды был «забавный» случай. Вез двух парней. С самого начала стало понятно, что с ними возникнут проблемы. Один еще ничего, а вот второй точно – сидел. У него рука вазелином была заколота – не кулак, а дикое месиво. И вот этот парень был нездорово-активным – дергался, крутился. Сел впереди. А второй устроился на заднем сиденье: ходил уже слабо, видимо, были проблемы и со зрением, и опорно-двигательным аппаратом.

Люди такого толка обычно называют адрес, приезжают, отходят переговорить, не договариваются и едут дальше, вызванивая по телефону: «Есть что?». А эти сказали: «Остановись здесь, подожди». Пошли, стали под столбами шариться – понятно, что не камни собирали. Нашли, наконец, сели, поехали, и тут один: «О, давай-ка в аптеку заедем». Отъехали от аптеки буквально на 200 метров, и тут человек «с кулаком» достает ампулы, шприц и начинает что-то набирать. А я еду и не знаю, что мне делать.

Наверное, у парня ломка началась. Или проблемы с головой. Хорошо, что парниша сзади сказал: «Э, ну-ка успокойся. Ща где-нибудь остановимся, выйдем и поедем дальше».

Я такой думаю: «Да-да, ребята, поедем». Остановился, они говорят: «Мы щас» – «Конечно!» – «Ты нас подожди!» – «Конечно!». Только они в подъезд, я их шмотки из салона выкинул и уехал. Потому что если они до укола такое творили, то спрогнозировать, что дальше будет, невозможно. Я решил потерять 50-60 тысяч, но уехать без проблем.

Газовый баллончик на пьяном человеке не всегда срабатывает. К тому же в закрытом пространстве и мне самому может хватить. Рассчитывать можно только на себя. Баллончик лежал в боковой двери, но достать его оттуда незаметно просто невозможно. Если я начну там рыться, могу спровоцировать конфликт.

Часть третья: криминальная. Кошелек или жизнь?

Порой едешь и не знаешь, вернешься живым или нет. Как-то приехал на заказ, а пассажир просто был пьяным. Помню, я тогда позвонил, чтобы сказать, что прибыл на вызов, и в трубке заиграл шансон. Человек, когда вышел, казался нормальным. Сказал сначала ехать к банкомату, а потом за город. А когда пьяная личность говорит «за город», у меня сразу негатив возникает. По итогу подъезжаем мы через 3-4 километра к банкомату, а человек задает вопрос: «А нахрена мы сюда приехали?». И я понял: вот оно, началось, первый звоночек. «Едем по адресу!». Ну а дальше пошел экшн. Приехали «за город», человек порылся в карманах и денег не нашел. Достал нож и, размахивая им передо мной, сказал: «Ты подумай, что тебе дороже – 60 тысяч или твоя жизнь?». Так как были не в Минске, то на помощь коллег рассчитывать не приходилось. Правда, на следующий день я ему позвонил и потребовал все же заплатить. Человек ничего не помнил, но согласился компенсировать затраты на проезд.

Еще было, что мне буквально загрузили в салон пьяного мужика, оставили деньги, назвали адрес. Я привез, а тело как лежало, так и лежит. Я его из салона вытаскиваю, а оно обратно залезает. И так несколько раз. В конце концов я просто вытащил его в последний раз и заблокировал двери. Так мужик вцепился в ручку и бежал несколько метров за машиной. Был бы легче, так развевался бы по ветру.

Еще такой случай был, что на переднее сиденье сел реально здоровый мужчина. Мне даже места стало не хватать, он мне на бок навалился. Сказал ехать к МКАДу и уснул. Едем мы, тут человек просыпается и начинает кричать, что я везу его непонятно куда, и он меня «порешает». Хорошо, что удалось сгладить конфликт и доехать без проблем.

К счастью, мои пассажиры не убегали, не заплатив. Но вот у коллег бывало: человек говорил, что отойдет на минуточку к банкомату, и исчезал.

Если мне такое говорили, я просил всегда оставить что-либо в залог. Однажды пассажир оставил телефон, сказал, на пять минут в квартиру зайдет и вынесет деньги. Хорошо. 5 минут прошло, 10-15, а человека все нет. Что делать? Уехать? А зачем мне его телефон? Я уже и развернуться успел, и потихоньку поехать: другие заказы ведь не ждут – тут смотрю, бежит.

Служба, в которой я работал, относилась к водителям как к расходному материалу. И вопрос нашей безопасности их особо не интересовал. Если случалась внештатная ситуация, приходилось звонить диспетчеру и объяснять, где ты находишься – в то время, когда счет мог идти на секунды. И хотя уже который год всех водителей обязали обзавестись смартфонами или планшетами, где с вероятностью 95% есть GPS, ничего не поменялось.

Часть четвертая: человеческая. Месть таксиста

На крупные праздники больших проблем не бывает. Люди в такие моменты веселые, счастливые, довольные и подвыпившие. Основной негатив происходит вечером с пятницы на субботу и утром в субботу-воскресенье до 11 часов. Наверное, после вчерашнего пьянства мозги на место не успевали стать. По-всякому бывало. Однажды вез человека из Могилевки на проспект Дзержинского – забрать ребенка с ледового катка. И по пути он по телефону поругался с женой, кричал, матерился. А в итоге крайним оказался я. Человек стал на меня выливать негатив, кричал, требовал чек и отказался платить. Ни на какие доводы не реагировал, был зажжен разговором. Я все выслушал, промолчал, а потом позвонил диспетчерам, попросил внести мужчину в «черный список». Еще я понимал, что раз человек забирает ребенка с катка, значит, им понадобится машина. Поэтому я стал на въезде и тормозил все подъезжающие такси. Говорил, что если вызов поступил с такого-то номера, то можете не ехать, человек неадекватный, не оплатит. Стоял до тех пор, пока другой заказ не поступил. Простите, а что я сделал не так? Я вез его с Могилевки и ничего не получил.

Я понимаю, что оказываю услугу и получаю за это деньги. Поэтому должен максимально комфортно доставить человека из точки А в точку Б. Хотите поговорить? Хорошо. Не хотите – не буду навязываться. Желаете определенную музыку? Если на флешке есть, включу, а в исключительных случаях даже скачаю. Но вот пить или курить в салоне запрещено. Если люди хотят девочек, пусть называют адрес, поедем. Я знаю только несколько точек – у цирка, на «юбилейке», на Немиге и на 9-м километре. Помню, как-то вез мужчину из Серебрянки, объехали весь город, а свое счастье он нашел именно на «юбилейке». Отвез к нему домой. Мужчина был околопенсионного возраста, но кричал, что «жена-дети уехали, я в первый раз».

Таксисты не наливают выпить – таксисты продают. Не все, но многие. Например, в чате службы такси часто можно увидеть сообщения типа «нужна вода на Пушкинской».

Видимо, исторически так сложилось, что водку можно купить у таксиста. Некоторые особо предприимчивые только какой-то праздник и запрет на продажу спиртного, весь багажник бутылками заставляют. Наверное, даже по заказам не ездят, только алкоголь развозят.

Часть пятая: позитивная. «Плачешь, смеешься, но едешь»

В моей работе был не только негатив. Много хорошего тоже присутствовало. Попадались клиенты, которые своим юмором и общением заряжали позитивом на весь день. Порой везешь ребят и так смеешься над их шутками, что слезы текут. Плачешь, смеешься, но едешь. Один заказ очень запомнился. Как-то приехал на Уручье, и ко мне вышел дедулька-ветеран. Мы с ним около часа ездили по району. Ему надо было то ботинки сдать в ремонт, то оплатить ЖКХ, то увеличительное стекло купить. И я его возил, возил, возил... Вроде и расстояние небольшое, но времени потратили немало. Пока то же стекло выберешь, счетчик тикает. Но в итоге взял с него минимальный тариф.

В такси привыкаешь к общению – постоянно встречаешь новых интересных людей. Некоторые из них при весьма высоких должностях. Общаясь с такими личностями, можно сделать для себя определенные выводы. Ну и плюс – позитив от общения. От всего этого сложно уйти. Работа воспринималась как игра: сел в машину, получил заказ, прилетел, забрал, спланировал свой маршрут так, чтобы пока везешь одних клиентов, уже подошла твоя очередь в другом районе.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Секта или нет? Мать и сын рассказывают, как работают Свидетели Иеговы

Боль • Татьяна Траянович

«Свидетели» учат не относиться всерьез к земным благам – они временны. Люди отказываются от денег потому, что считают: в другом мире у них будет всё». Миша Прудников и его мама Ирина, посвятив пять лет организации «Свидетели Иеговы», согласились рассказать KYKY, каких религиозных взглядов придерживаются сейчас.