19 марта 2018, 21:52

Что творится в Борисове?

Наши коллеги из tribuna.com обратили внимание на то, как БАТЭ собирается цензурировать все упоминания о себе: и спортивные, и околофутбольные, да и вообще все-все-все случаи, где могут встретиться клуб и СМИ.

Требования, выдвинутые клубом Анатолия Капского в отношении СМИ, противоречат не просто здравому смыслу, но и действующему в стране законодательству. Согласно положению об аккредитации, клуб присваивает себе право решать, с кем могут сотрудничать журналисты, как редакциям распоряжаться произведенным ее сотрудниками контентом, а еще – право наказывать СМИ денежными штрафами. Вот ссылка на документ, чтобы каждый желающий мог с ним ознакомиться.

Семь пунктов положения, которые очень удивляют

1. Аккредитованные журналисты не должны «распространять материалы негативного характера, содержащие бездоказательную критику сотрудников ООО «ФК БАТЭ» (пункт 7.2.3)
Что значит «негативный материал»? И что значит «бездоказательная критика»? Еще обязательно нужно уважать деловую репутацию сотрудников БАТЭ (7.2.2) Это разумно, но как понять, где, по мнению клуба, начинается неуважение?

2. Аккредитованные журналисты обязаны «…не использовать свои профессиональные возможности в целях <…> сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся СМИ…» (7.2.4). В этом пункте клуб запрещает публикацию инсайдов. И вместо того, чтобы предпринимать меры по соблюдению секретности, в Борисове пробуют ввести обтекаемую формулировку, под которую можно подогнать что угодно и впоследствии оказывать давление на медиа.

3. Аккредитованные СМИ должны «соблюдать режим коммерческой тайны в отношении сведений, касающихся ООО «ФК БАТЭ» или его сотрудников, ставших известными представителю аккредитованного СМИ, получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни сотрудников ООО «ФК БАТЭ» от них самих или их законных представителей» (7.2.10).

Размер зарплаты конкретного футболиста или бюджета, стоимость трансфера – все это подпадает под определение «коммерческая тайна». А рассказывая о родственной связи условных сотрудников клуба (это же личная жизнь), медиа вполне может нарваться не просто на лишение аккредитации, но и на штраф.

4. Если вы нашли в соцсетях прикольное видео с «Борисов-Арены» и его автор не против публикации, это еще не значит, что его можно сразу размещать. Надо еще получить разрешение у пресс-службы БАТЭ, потому что съемка – непрофессиональная. Также пресс-служба БАТЭ должна быть в курсе того, что вы берете фотографию у коллег. И только с разрешения пресс-службы БАТЭ можно взять фотографию у пресс-службы гостевой команды, побывавшей в Борисове. Это пункт 7.2.12. В нем же сказано о том, что СМИ не могут передавать свои фото- и видеоматериалы в коммерческих целях третьим лицам без согласования с БАТЭ. То есть клуб даже намерен указывать медиа, с кем вести бизнес.

Зато БАТЭ имеет право затребовать у СМИ фото и видео – и материалы надо передать в течение одного рабочего дня.

5. Закон о СМИ говорит, что во время массовых мероприятий (футбол – это же массовое мероприятие?) ни у кого об аудио- и видеосъемке спрашивать не надо, а БАТЭ говорит, что надо (7.2.11). Хотите выложить видео с матча? Обязательно согласуйте это с БАТЭ.

6. Аккредитацию вам дадут только при условии, что вы согласны нести ответственность, прописанную в положении. Ответственность материальную. За личную жизнь, коммерческую тайну или за съемку на массовом мероприятии без разрешения БАТЭ СМИ должны быть готовы заплатить штраф размером в 100 базовых величин – это примерно тысяча евро (п. 9.7). Эти деньги надо выплатить добровольно в течение 10 рабочих дней.

7. Конечно, у журналистов тоже есть права. Например, сходив на футбол, автор может опубликовать материал только в том СМИ, которое его аккредитовало, а если он напишет еще куда-то – тут уже могут быть проблемы (7.1.8).

Мнения

У члена президиума Белорусской ассоциации спортивной прессы Руслана Батенкова тоже появилось много встречных вопросов:

«Получается, что если, условно говоря, журналист увидел в ночном клубе пристающего к окружающим пьяного сотрудника клуба N., он должен попросить разрешения написать об этом и будет оштрафован, если не попросит? И как же это соотносится с пунктом о создании «необходимых условий для профессиональной деятельности представителей СМИ как лиц, обеспечивающих право граждан на информацию»?»

Председатель Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец также ознакомился с положением борисовского клуба об аккредитации. И ему тоже оказалось совсем непонятно, чем пользовался БАТЭ при составлении этого положения.

«Трибуна» добровольно отказалась от аккредитации БАТЭ до тех, пока положение не будет приведено в соответствие с законодательством.

Руководитель tribuna.com Максим Березинский высказался по этому поводу в своем Facebook:

UPDATE:

Напомним, что вчера, 20 марта, БАТЭ осуществил контрнаступление на «Трибуну», опубликовав на своем сайте претензии к изданию и разъяснения по поводу «Положения об аккредитации».

Ну что же, БАТЭ очень быстро внес изменения в документ. Пропали наиболее резонансные требования, которые шли в разрез с действующим законодательством. Например, об оплате добровольного штрафа в размере 100 БВ за нарушение положения об аккредитации. Пункты, за которые БАТЭ предлагал выплачивать штраф, также существенно изменили, а некоторые вовсе удалили. Речь о запрете на распространение материалов негативного характера, содержащие бездоказательную критику, запрете на сбор информации и ее передачу.

Осталось необходимо специальное разрешение клуба на аудио- и видеосъемку, однако в пункте появилась существенная оговорка «за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством».

Изменились требования по предоставлению клубу отснятого фото- и видеоматериала. Теперь это нужно сделать не «в течение одного дня», а в «согласованные сроки» и «при наличии технической возможности».

С полным текстом нового документа можно ознакомиться на сайте клуба.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter
По теме