Видео: капоэйра и семь других танцев из наследия ЮНЕСКО

Культ • Николай Янкойть
Вчера в список нематериального культурного наследия человечества была включена капоэйра — бразильское боевое искусство, полное игры и танца. Зачем ЮНЕСКО делает этот список, ясно. Чтобы глобализация не сожрала наследие и не сделала всех нас одинаковыми. Мы изучили весь список и подобрали ещё семь прекрасных игровых танцев со всего света, которыми вы можете заняться уже завтра.

Капоэйра (Бразилия)

Боевой танец капоэйра придумали чернокожие рабы, которые сбегали от жестоких бразильских рабовладельцев в сельву и создавали там «вольные города» — киломбуш. Тогда капоэйра была техникой самообороны нелегалов — сейчас она стала ритуалом, а реальный бой заменила игра. Неизменной осталась жинга — так называют непрерывное движение, в котором находятся капоэйристы.

Саман (Индонезия)

Прекрасный древний танец саман лёгок для изучения, потому очень популярен во всей Индонезии. Главная особенность самана — синхронность движений. Гармония между танцорами достигает невероятного уровня, движения рук десятков людей кажутся вибрациями единого организма. Саман — это растворение личности в единстве движений, самая красивая игра в потерю собственной идентичности.

Танец ножниц (Перу)

Перуанцы, как и бразильские рабы, придумали свой танец как метод самообороны: ритуальный танец с двумя раздельными половинками больших ножниц в руках танцоров символизировал неповиновение местных жителей испанским конкистадорам. Сегодня место врага вместо конкистадоров заняла глобализация, а танец стал ритуалом, игрой-имитацией мудрых предков.

Коколо (Доминиканская республика)

Самим словом «коколо» испаноговорящие жители Карибов называли потомков африканских рабов (и просто темнокожих людей). Именно чёрные жители востока Гаити и придумали танец коколо; традиция начиналась с танцев темнокожих работников тростниковых плантаций. Коколо — это красивый театральный флирт, полный изящных, нерезких, мелких движений; коколо — это игра африканцев в Карибы.

Чхау (Индия)

Танцоры чхау играют в природу: они надевают маски и имитируют движения птиц и животных. Движения в чхау энергичны, подтексты — религиозны; именно поэтому Чхау до недавнего времени преподавали только мужчинам, причём исключительно выходцам из местных общин. Сейчас чхау танцуют и женщины — впрочем, за сложными костюмами и масками разобрать пол танцора всё равно очень сложно.

Танго (Аргентина, Уругвай)

Легенда гласит, что страстное танго принесли в аргентинскую культуру горячие моряки: алкоголь и танцы были их единственным развлечением в очередях в портовые бордели. Для работниц этих увеселительных заведений танго регулярно становился последним танцем: в запале страсти моряки часто выхватывали ножи и перерезали горло партнёрше, чтобы не платить ей за оказанные услуги.

Женщин в отдельных краях Аргентины было в 20, а то и в 30 раз меньше, чем мужчин, так что долгое время страстный танец был по большей части чисто мужской игрой «кто тут главный мачо». Удостоиться чести потанцевать с дамой мог только самый сильный танцор. Сегодня танго — это игра в страсть. Да что там: не игра, а сама страсть.

Нестинарство (Болгария)

В вычурном смешении языческих и православных традиций в горах Болгарии родился феномен нестинарства. Главный праздник нестинаров, праздник святых Константина и Елены, длится три дня, и именно в эти дни в начале лета происходит главный нестинарский ритуал — танец на пылающих углях. Вокруг рассыпанных углей танцуют целые деревни, но на самих углях могут танцевать только избранные — это делает танец игрой в пророков.

Лакалака (Тонга)

Лакалака (дословно — «быстрая ходьба») — это продуманные до деталей национальные костюмы, атональное пение самих танцоров, мощная энергетика и изящные движения. Танец очень популярен на родине, и специальные музыкальные композиции для лалалаки пишутся из года в год. Женщины танцуют отдельно от мужчин, и движения между группами очень сильно различаются; лакалака — это игра во флирт, которая начинается с тихих звуков и мягких движений, а заканчивается дикой танцевальной оргией.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Ulrich Schnauss: как становятся электронными музыкантами

Культ • Перевод Настасьи Уленской

Завтра 28-го ноября в концертном клубе «Пираты» пройдет фестиваль живой электронной музыки «Live Elektronik». Хедлайнером его назначен композитор, продюсер и музыкант Ulrich Schnauss (который еще и проведет в субботу семинар в Галерее «Ў»). Канадское издание livemusicTO.com предоставило интервью с Ульрихом, сделанное перед концертом в Торонто.