Почему работы Дали, Матисса и Шагала выглядят как «детские аппликации»

Культ • Николай Янкойть
Вчера в минском «Доме картин» открылась выставка «Великие классики ХХ века. Сальвадор Дали, Анри Матисс, Марк Шагал». На деле, в экспозиции с громким названием – офорты, литография и декупаж, пусть и великие, но далеко не картины. KYKY разбирается, стоит ли идти на выставку.

«Что за вопрос вообще? К нам каждый день, что ли, привозят Матисса, Шагала или Дали?» – скажете вы. С одной стороны – всё верно: такие имена в художественной афише Минска встретишь нечасто. С другой – до того, как приехать в Беларусь, передвижная выставка посетила множество городов России, и там она собрала очень разные отзывы. Одни восторгаются, другие плюются: «такая убогая выставка!», «какие-то детские аппликации из самоклеящейся бумаги». Чтобы вы не вышли со встречи с «Великими классиками ХХ века» с похожими мыслями в голове, мы решили вас немного подготовить, а заодно кратко объяснить, чем мастера искусства вызвали такое недовольство жителей Иркутска и Перми.

Выставка без хитов

Если назвать Дали, Матисса и Шагала рок-звёздами от живописи, то выставка «Великие классики» – это как концерт, в котором вместо хитов звучат би-сайды и песни с забытых демо-записей. Фанатам такое шоу наверняка пришлось бы по вкусу, а вот рядовой обыватель может остаться сконфуженным: он вряд ли найдёт среди экспонатов хоть одну знакомую картину. К счастью, это не значит, что выставка неинтересная – она просто не совсем обычная. По большому счёту, «Великие классики ХХ века» – это даже не выставка живописи: основная часть экспонатов – это литографии, офорты, коллажи и декупаж.

Значительная часть произведений выставки – это так называемые тиражные работы. То есть предметы искусства, которые не являются единственными в своём роде, а выпущены определённым ограниченным тиражом. Иногда тираж допечатывают спустя много лет, даже после смерти художников. От репродукций тиражные произведения отличаются тем, что имеют для коллекционеров бОльшую ценность. Собирать тиражные работы – самый простой и недорогой способ начать коллекцию предметов искусства.

Офорт

Тиражирование становится возможным благодаря самим техникам создания объектов искусства. Например, для офорта используют металлическую печатную доску: её покрывают специальным лаком, потом по этому лаку царапают рисунок, после чего пластину вытравливают в кислоте (или чём-то менее токсичном – например, в акрилатах). Выставляют в музеях, разумеется, не сами металлические пластины, а их оттиски. Таких оттисков может быть много, и каждый будет считаться оригиналом. В техниках офорта и его подвида – акватинты – выполнена серия иллюстраций Марка Шагала к «Мёртвым душам» Гоголя. Марк Захарович создал их с 1923 по 1926 год – уже после того, как он стал известным благодаря «Витебской серии»:

«Пять бессмертных испанцев» (1966 год) Сальвадора Дали – это тоже офорт:

Литография

Литография – это особый способ печати, при котором краска под давлением переносится на бумагу со специальной плоской каменной формы (клише). С одной формы, как и в случае с офортом, можно сделать несколько оттисков, иногда на каждом из них ставят уникальный номер. В технике литографии в сочетании с коллажем выполнена серия «Воображения и объекты будущего» Сальвадора Дали, которую можно посмотреть на выставке:




Шагал тоже занимался литографией. На выставке можно будет увидеть его поздние работы – из 60-х – 70-х. В то время наш земляк создавал мозаики, росписи, витражи и шпалеры для различных зданий по всему миру: парламента Израиля в Иерусалиме, Оперы Гарнье в Париже, Метрополитен-оперы в Нью-Йорке, Национального банка в Чикаго. Здания в Минск не привезёшь, так что нам стоит порадоваться и литографиям – это едва ли не единственные работы позднего Шагала, которые можно перевозить из страны в страну.






Декупаж

Декупаж – это техника, при которой нарезанные кусочки материала приклеивают на другой материал, чтобы получить рисунок или узор. Декупаж известен где-то с 15 века, но в ранг особой, отличной от коллажа художественной техники, его вывел Анри Матисс в 1940-х годах ХХ века. Французу было уже за 70, он перенёс тяжёлую операцию на кишечнике, и на большие полотна ему просто не хватало здоровья. Матисс раскрашивал кусочки бумаги гуашью, клеил их на большой лист и таким образом создавал уникальный рисунок. Видимо, именно эти работы кто-то из иркутян назвал «детскими аппликациями». Любителей Матисса декупажи 50-х восхищают: минимальным набором художественных приёмов художник создавал очень сочные и яркие работы. Декупажи Матисса тоже тиражировались: их принты в 1947 году вышли ограниченным тиражом в книге «Jazz». Каждый экземпляр книги оценивают в $600. Кстати, в 2003 году 250 нумерованных экземпляров «Jazz» были украдены из Греческого музея на острове Лесбос – вполне возможно, их можно купить на чёрном рынке.






Выставка «Великие классики ХХ века. Сальвадор Дали, Анри Матисс, Марк Шагал» открыта в «Доме картин» по адресу просп. Победителей, 89. Время работы – с 12.00 до 22.00 ежедневно. Билет – 100.000 рублей.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Тема запрещённых белорусских музыкантов могла бы объединить Pink Floyd

Культ • Николай Халезин

Но увы – не объединила. Позвав Дэвида Гилмора на концерт в честь десятилется «Свободного театра», Николай Халезин не решился обратиться к Роджеру Уотерсу. Pink Floyd остаются в разладе, а «Свободный театр» – один из немногих известных в мире белорусских брендов в сфере современного искусства – отмечает в Лондоне свой десятый День рождения.