Зачем польский фотограф Рафал Милах делал портреты лучшей доярки, сварщика и мисс БРСМ

Культ • Ирина Михно
«Я не осуждаю людей за то, что они участвовали в каких-то конкурсах. Да все в них участвуют! Я хочу показать, что каждый из нас вовлечен в похожую систему пропаганды, о которой мы даже не задумываемся», — поляк Рафал Милах из коллектива Sputnik Photos сфотографировал белорусов, победивших в государственных конкурсах. Серия фото «Победители» посвящена игре между властью и обществом.

Почему Рафал Милах приехал в Беларусь

Идея проекта зародилась еще в 2010 году, перед президентскими выборами. Помню, белорусский фотограф Sputnik Photos Андрей Ленкевич сказал, что время будет интересное. Тогда еще не было понятно, что будет дальше у вас в стране. Фотографы «Спутника» выбрали каждый для себя тему. Изначально у меня был другой проект: я родом из Беларуси и хотел сделать серию фото о моих корнях. Но закончилось все проектом о победителях официальных конкурсов. Меня привлек фасад, которым является власть для народа. Этот фасад говорит о том, что никаких проблем нет, все в порядке и бояться нечего.

Марина, мисс Белорусская железная дорога в Брестской области. Минск, Беларусь

Когда ты приезжаешь в Западную Европу, ты слышишь одно, но, когда приезжаешь в Минск, тебе показывают все по-другому. Я решил сделать проект о том, как власть влияет на общество. Эта идея привлекла меня как фотографа намного сильнее, чем моя первоначальная задумка о личном проекте. Итоговый проект, можно сказать, о пропаганде. Серия фото посвящена игре между властью и обществом.

Саша, лучший сварщик Республики Беларусь. Лауреат премии «Братство русской и белорусской нации». Барановичи, Беларусь

Я бы не сказал, что мои работы — это лицо Беларуси. Моя работа — лишь кусок вашей страны. Конечно, политика очень заметна в Беларуси, убежать от нее, в большинстве случаев, невозможно, но я не политолог, и прямая политика меня не интересует. Я могу только смотреть и регистрировать то, как люди реагируют на политику. Есть стереотип, что Беларусь — последняя диктатура в Европе, но при этом у вас много возможностей уехать за рубеж, вы получаете намного больше виз, чем любая другая страна в мире, и мне не понятно до конца, как так получается. Когда приезжаешь в Минск, все круто, все супер, а потом слышишь, что во время выборов разгоняют демонстрации и бьют оппозицию, идет очень сильная реакция со стороны власти. Я лично не могу давать ответов, как подобное происходит, я могу только задавать вопросы.

Как Рафал Милах снимал лица

Анастасия, мисс БРСМ. Слуцк, Беларусь

У меня был местный гид, который помогал мне искать участников конкурсов по всей Беларуси. Изначально я составил список героев, и по этому списку мы путешествовали. Кстати, все было организовано официально. Я с самого начала расписал проект, получил разрешение на съемку от министерства иностранных дел, поэтому больших неприятностей в процессе съемки у меня не было. С каждым героем проекта я договаривался заранее. Я приезжал, полчаса разговаривал с человеком, потом 15 минут его фотографировал и ехал дальше. Через 200 километров на другом краю Беларуси фотографировал еще кого-нибудь. Все было быстро потому, что мне не была интересна персональная история персонажей.

Раньше я долго разговаривал с героями, пробивался к их личному пространству, фокусировался на их жизни, проблемах, а здесь, наоборот, меня интересовало только то, что эти люди в чем-то победили. Этот проект не об индивидуальностях. Он должен читаться как массовое сообщение, массовый рассказ.

Мы видим лица, но мне вообще не было важно, кто стоит за этими победами, что это за человек и какая у него история, важен лишь фасад, который он несет. Были моменты, когда люди отказывались от участия, чаще из-за того, что наше время не совпадало. Хотя был случай, когда отказал милиционер, потому что ему такая фотография не нужна. Несколько раз меня позвали выступить на местном телевидении, кажется, в Сморгони.

О проекте Рафала Михала

Наталья и Конан, лучшая пара влюбленных, Жодино, Беларусь
Мой проект не о политике, а о системе. О схеме, которая работает везде. Я делаю подобные серии фото и в других странах бывшего Советского Союза и Восточной Европы. Я не чувствую себя компетентным, чтобы рассказывать о политике. Я пытаюсь не обсуждать людей, которых фотографирую. Я не осуждаю людей за то, что они участвовали в каких-то конкурсах. Да все в них участвуют! Я хочу показать, что каждый из нас вовлечен в похожую систему пропаганды, о которой мы даже не задумываемся. Это не осуждение народа или страны, а только попытка показать универсальный механизм, который есть везде.

Арри, мульти-чемпион в собачьих конкурсах красоты. Воложин, Беларусь

Я много раз бывал в Беларуси за последние несколько лет, очень ее люблю и людей ваших люблю. Надеюсь, в скором времени приехать к вам с презентацией книжки, которая является окончательным вариантом проекта. Надеюсь, будет возможность представить ее в Беларуси. Для меня важно, как ее воспримут здесь. В этом проекте у меня впервые появилась дистанция между мнением фотографа и его работами, потому что именно процесс пропаганды стал увлекательнее, чем сами фото. Этой работой я хотел сказать, что пропаганда — это манипуляция. Но, к сожалению, она есть везде, и в Польше, и в США, России и в Западной Европе, каждый из нас в ней участвует. Поэтому я старался формулировать свое сообщение так, чтобы его читали независимо от какой-либо точки зрения, этот проект — игра с контекстом.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Двенадцать причин не делать селфи

Культ

Время обязывает человечество протоколировать каждый шаг в инстаграмм. Поскольку острым глазом и чувством кадра владеют немногие (в Беларуси так и вовсе кожны чацверты), то абсолютное большинство населения на селфи получаются уродами. Редакционный мизантроп Анна Баландина выбрала среди любителей самострелов самые вопиющие образы и разбила мануал недеяния по пунктам: как не надо делать селфи.